Ваш город
Информационный центр Москва +7 (495) 589-1000 Регионы +7 (800) 700-4404

Интервью Владимира Потапова для Forbes

28 октября 2020

«В скором времени не заниматься благотворительностью станет дурным тоном»

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов — о том, почему социально ответственный бизнес более устойчив

22 октября прошла церемония вручения премии «Визионеры. Управление изменениями». Награда была учреждена в 2018 году и вручается компаниям, НКО, коммуникационным и рекламным агентствам за достижения в области устойчивого развития — вклад в экономику, общество и экологию. Одним из партнеров премии выступает Группа ВТБ. В интервью Plus-one.ru главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов рассказал, почему группа поддерживает социальные проекты и занимается повышением финансовой грамотности населения.

— В этом году «ВТБ Капитал Инвестиции» запустили ряд продуктов, связанных с ответственным инвестированием, — это и встроенная благотворительность, и ESG-фонды (environmental, social, governance). Почему вы занялись этим именно сейчас?

— Индустрия инвестирования сейчас очень активно развивается, на рынок приходит множество новых клиентов. «ВТБ Капитал Инвестиции» — крупнейший игрок на рынке: сегодня мы управляем активами почти в 3 трлн руб. Темпы роста с начала года по физлицам составили 60%, по юрлицам — порядка 40%. Нам важно, чтобы с развитием рынка развивалась и сама компания, а чтобы она развивалась гармонично и устойчиво, нужны правильные ценности. У нас есть возможность показать человеку, что инвестированные им деньги приносят пользу. Как лидеру отрасли нам было важно, чтобы компания продвигала идеологию, связанную с социальной ответственностью, с благотворительностью. Общество развивается, люди уже не хотят просто вкладывать деньги, они хотят, чтобы их средства работали во благо, не только их собственное, но и всего общества.

Фонд со встроенной благотворительностью — первый фонд, в котором 20% от полученного вознаграждения мы отправляем на благотворительность. Недавно мы выпустили «теплый отчет», чтобы показать клиентам, на что потрачены эти деньги. Компания перечислила средства в помощь нашему первому партнеру — фонду «Старость в радость». Это только первый шаг, вскоре у клиентов будет возможность выбирать, куда бы мы могли направить их средства.

— Какими принципами вы руководствуетесь, выбирая, кому будете помогать?

— У Группы ВТБ огромное количество социально направленных проектов. Только за прошлый год мы поддержали более 560. Все они разделены на шесть крупных направлений: спорт, культура, здоровье, образование (включая повышение финансовой грамотности), поддержание патриотизма и традиций, развитие деловой среды в нашей стране. Мне кажется очень важным, чтобы помощь шла туда, где она конкретно нужна.

— Социальные проекты — это обременение для крупного бизнеса, или у ВТБ есть цели в этой сфере?

— Мне очень близка концепция этически правильной компании. В долгосрочной перспективе социально ответственный бизнес более устойчив и показывает лучшую динамику по рыночной капитализации. И сотрудники в таких компаниях креативнее, потому что у них тоже есть ясный взгляд в будущее и желание менять мир к лучшему. Поэтому и отдача в такой компании бывает выше. Мы хотим не просто приходить и делать свою работу. Большая группа наших сотрудников занимается волонтерством, каждый месяц вместе с фондом «Старость в радость» они посещают дома престарелых, помогают пожилым людям. Для нас это не навязанная извне ответственность, мы ее на себя взяли сознательно, мы хотим стать такой «зеленой компанией» с правильными ценностями.

Совместно с «Почта Банком» и платформой Treeography ВТБ недавно запустил очень интересный проект «Подари лес другу». Наши клиенты имеют возможность через цифровую платформу выбрать участок в одном из заповедников страны и посадить там дерево. Посадку можно оплатить онлайн любой картой. Мне кажется, это интересный способ и помочь природе, и дать возможность донору, меценату или инвестору почувствовать, что полезное дело делается его руками.

— Люди готовы к активной благотворительности?

— Думаю, готовы. Мы в сентябре отправили первый платеж в фонд «Старость в радость» — почти 1,3 млн руб., отчитались перед клиентами и увидели очень хороший фидбэк. Клиенты были довольны. Кто-то даже захотел присоединиться к нашим поездкам в качестве волонтера. Главное, чтобы это было долгосрочно. Мне кажется, что в скором времени не заниматься благотворительностью станет дурным тоном. Мировая практика показывает, что это именно так и работает.

— Россия входит в топ-10 по финграмотности среди стран G20, но до многих стран Европы нам еще далеко. Насколько наши люди готовы инвестировать именно в «зеленые» проекты?

— Цифры рекордные. Очень многие инвестиции делаются с расчетом на позитивный внешний эффект. Объясню, почему. Новые инвесторы приходят на рынок. Для какой-то их части инвестиции без социальной ответственности уже неприемлемы. Акции компаний, которые не следуют этическим принципам, просто не будут покупать. Это первый фактор. А второй — компании, которые провозглашают себя социально ответственными, действительно являются компаниями-визионерами. Они не просто делают бизнес с расчетом на краткосрочный результат — они закладывают перспективную стратегическую цель. У них есть своего рода ДНК долгосрочного развития. А инвесторы своими деньгами помогают акциям таких компаний расти быстрее рынка.

Инвестируя в «зеленую» компанию, вы понимаете, что она мыслит на перспективу. В мире, где постоянно что-то происходит, что-то меняется, построение краткосрочной стратегии практически невозможно. Правильный этический посыл, заложенный в основание компании, очень важен в перспективе — такая компания может быстро адаптироваться к изменениям, приносить прибыль акционерам.

И, конечно, важно, что для социально ответственных компаний риски штрафов все-таки значительно меньше. Если вы открыты и строите свой бизнес, исходя из общечеловеческих ценностей, будет только поддержка и помощь в развитии.

— Расскажите про фонды ответственного инвестирования.

— Мы первыми в России запустили фонды ответственного инвестирования. В зависимости от того, насколько серьезно компания относится к факторам ESG, какой у нее рейтинг эмитента, мы увеличиваем или уменьшаем инвестиции, вплоть до исключения компании, акции или облигации из фонда. За счет действий самих компаний, я надеюсь, его доходность будет не меньше, а даже больше, чем в среднем по рынку.

— Повышение финансовой грамотности населения — это отдельный социальный проект. Как вы им занимаетесь?

— Мы считаем, что без инвестиций как части управления сбережениями сегодня прожить невозможно. Поэтому для нас приоритетной задачей является повышение финансовой грамотности населения. В прошлом году для наименее подготовленных мы запустили «Школу инвестора». Это абсолютно бесплатный ресурс, где в доступном формате, без всяких регистраций, можно получить всю необходимую информацию. Там есть и игровые кейсы, и тесты, и информация по каждому финансовому инструменту, и многое другое. В апреле мы запустили еженедельные образовательные онлайн-конференции, в мобильном приложении (возрастная категория — «6+») анонсируем их проведение и приглашаем клиентов к участию. Уже проведено более 40 мероприятий, в которых приняли участие свыше 70 тысяч человек. 14 мероприятий прошли в уникальном формате — с компаниями-эмитентами.

Мы развиваем также наш Telegram-канал — один из крупнейших каналов по теме инвестиций, у него уже порядка 90 тыс. подписчиков. В приложении «ВТБ Мои инвестиции» у нас есть бесплатный робот-советник, который поможет в сложных вопросах, есть реализованный на базе искусственного интеллекта чат-бот. Но мы считаем важной и живую коммуникацию — возможность прийти в офис и получить консультацию. При взрывном развитии технологий очень важно, чтобы была возможность с кем-то поговорить. Для многих именно общение с человеком снимает барьеры непонимания. И мы не собираемся от этого отказываться. В каждом офисе ВТБ форматов «Привилегия» и «Private Banking» есть эксперты по инвестпродуктам, которые помогают клиентам в строительстве инвестиционной стратегии.

У нас есть несколько проектов совместно с ЦБ и биржами. Надеюсь, что в следующем году, после окончания пандемии, мы вернемся к ярмаркам инвестора, в этом проекте Московской биржи мы выступали партнерами.

— Когда инвестирование станет массовым как основа политики сбережений каждой семьи?

— Это уже происходит на фоне низких процентных ставок. В такой ситуации клиентам некуда будет деваться — они хотят получать доход от своих сбережений, а фондовый рынок дает гораздо более широкие возможности, чем традиционные классические банковские депозиты. Поэтому мы создаем универсальные инвестиционные платформы. Наше приложение «ВТБ Мои инвестиции» уже стало массовым, его установили более миллиона клиентов, более 200 тыс. человек каждый день совершают в нем сделки. На предстоящем форуме «Россия зовет» у нас в этом году будет специальная сессия про инвестирование в нынешних условиях. Мы видим, что это явление реально стало массовым, к нам присоединяется все больше и больше людей.

Считать, что инвестиции делает только поколение Z — значит, недооценивать рынок. Старшее поколение сейчас очень активно и не хочет отставать от молодежи. Да, зачастую первая инициатива исходит от молодого поколения, но и те, у кого в руках сейчас наибольший объем сбережений, тоже активно осваивают инвестиции. Могу привести в пример свою маму. Она родилась в 1952 году, но без айфона с приложениями уже жить не может. «ВТБ Мои инвестиции» она уже установила и смотрит, что бы ей прикупить. На мои вопросы отвечает: «Слушай, ну я же инженер, что я, не разберусь?».
У нас очень прозрачный клиентский путь. Что это значит? Есть понятная и недорогая платформа: клиент не платит ни за что, кроме комиссии за сделку. Для розничного клиента — комиссия 0,05% от сделки. И все. При этом все сделки совершаются на бирже, рынок стал очень цивилизованным.

— Как изменилась деятельность ВТБ во время пандемии?

— Очень многие процессы переведены в онлайн, поэтому бизнес, который был целиком построен на цифровом клиентском пути, чувствует себя очень хорошо. Снова приведу в пример инвестиции через приложение «ВТБ Мои инвестиции». Если вспомнить, через какие мучения несколько лет назад нужно было пройти клиенту, чтобы открыть брокерский счет, и сравнить с тем, что сейчас, — брокерский счет можно открыть за пять минут, на биржах — онлайн-регистрация, через час вы можете торговать, — разница понятна. Мы видим серьезный рост этого направления как в объемах, так и в количестве клиентов и операций. Приведу пример: в апреле у нас было абсолютно рекордное количество операций клиентов — более 9 млн за месяц. В самый разгар локдауна у нас был самый большой приток за всю историю компании — более 130 млрд руб. за один месяц. Не стану утверждать, что пандемия помогла. Но если бизнес действительно цифровой, ему ничто не мешает развиваться даже в ситуации пандемии.

Многим кажется, что мы еще долго будем жить в состоянии локдауна, что это никогда не закончится. Хотя уже идут испытания вакцины, и не удивлюсь, если мы через год будем вспоминать об этом времени как о страшном сне. А те сектора, которые находятся сейчас под давлением, — туризм, авиаперевозки в будущем будут давать фантастический рост.

— Как компания помогает решать нештатные социальные проблемы, связанные с пандемией?

— Я уже приводил пример фонда «Старость в радость». Наш платеж пошел на помощь шести домам престарелых. Эти деньги пришлись очень кстати, особенно на фоне возросших расходов на медикаменты.

— Что значит устойчивое развитие лично для вас?

— Возможность строить компанию-лидера рынка с опорой на социальное инвестирование и ESG. Это возможность изменить себя и сотрудников и привить им желание думать на перспективу. В нашем мире выживают визионеры. Мы живем в постоянно меняющемся мире, в состоянии неопределенности, и если ты не думаешь на три шага вперед, невозможно стать успешным. Мы сами строим то будущее, в котором хотим жить.

ПАО «Банк ВТБ» поддерживает культурные проекты и развивает программу «Культурная страна» — при поддержке банка проходят выставки и театральные премьеры. ВТБ стал спонсором выставки «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве», которая откроется 28 октября в Палаццо Реале в Милане. В ней участвуют картины из коллекции Русского музея: работы Ильи Репина, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой, Ивана Крамского, Бориса Кустодиева и других. ВТБ — партнер Третьяковской галереи, Большого театра, Пушкинского музея, Еврейского музея и центра толерантности, Мастерской Петра Фоменко, Русского музея, Эрмитажа, Мариинского театра.
Все новости