Ваш город
Информационный центр Москва +7 (495) 589-1000 Регионы +7 (800) 700-4404

Комментарий Владимира Потапова, Председателя Совета директоров ВТБ Капитал Управление активами для Коммерсанта

25 апреля 2018

Комиссии с добавленной стоимостью

Брокеры обсудили будущее своего бизнеса

Посредники на финансовом рынке ищут новые способы зарабатывать, поскольку традиционные брокерские услуги с развитием диджитал-каналов и изменением модели поведения инвесторов в будущем будут менее востребованы. ЦБ призывает брокеров кастомизировать свои услуги и переходить на платформенные модели ведения бизнеса. Сами профучастники опасаются, что это приведет к монополизации и сокращению рынка.

Традиционный брокерский бизнес в ближайшее время будет вынужден сильно трансформироваться из-за сверхбыстрого развития новых технологий и изменения типа и поведения инвесторов, приходящих на рынок.

Этому вопросу главным образом были посвящены дискуссии на вчерашнем форуме НАУФОР "Российский фондовый рынок". Как регулятор, так и сами участники рынка признают: наступает эра розницы. И массовый инвестор может стать единственной движущей силой фондового рынка. По словам председателя правления Московской биржи Александра Афанасьева, портрет среднего инвестора в последние годы сильно поменялся. Появилось два новых ярких типа: те, кто стремится получать дивидендную доходность от владения акциями, не особенно следя за их стоимостью, и те, кто пришел на финансовый рынок только потому, что появилась возможность открыть счет удаленно. К первому типу он условно отнес представителей старшего, консервативного поколения, ко второму - молодежь до 30 лет. И тем и другим крайне интересны технологические возможности инфраструктуры.

Речь идет прежде всего о масштабном проекте маркетплейса - всеобщего "финансового супермаркета", реализуемого участниками банковского рынка под эгидой ЦБ. Однако привлечь к участию в проекте брокеров оказалось проблемой: они посчитали его угрозой для традиционного бизнеса финансовых посредников. "Непонятно, останемся ли мы вообще как участники рынка. Или появится биржа-брокер. Или маркетплейс, который будет работать без лицензии, и брокеры будут не нужны", - рассуждает президент - председатель правления ФГ БКС Олег Михасенко.

В Банке России понимают сомнения профучастников, однако, по мнению регулятора, их причина в "страхе и непонимании". Чтобы соответствовать требованиям времени и потребностям нового типа клиентов, брокерам придется "кастомизироваться", заявила вчера председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Это означает, что им придется научиться зарабатывать на "добавленной стоимости" своего бизнеса, а не только на комиссиях. Господин Афанасьев призвал брокеров перестать предоставлять клиентам "сразу все" за небольшую плату и дробить свои тарифы в зависимости от предоставляемой услуги. При этом делать эти услуги качественнее, чем у конкурентов, и проявлять фантазию. "Просто продать облигацию - это не услуга. Брокерское мобильное приложение, которое считает налоги, создает модельные портфели, предоставляет доступ к множеству инструментов, - это услуга. Такому пониманию бизнеса маркетплейсы повредить не могут", - считает Председатель Совета директоров "ВТБ Капитал Управление активами" Владимир Потапов.

Участники рынка ожидают, что в ближайшее время будет меняться и отношение инвесторов к эмитентам. По словам гендиректора "Ситигруп Глобал Маркетс" Алексея Большакова, набирает обороты популярность небольших, но понятных и знакомых по ежедневной бытовой жизни компаний. "Когда все они начнут выходить на биржу - рестораны, торговые сети, небольшие производства, - массовый инвестор придет", - уверен он. В таких условиях одной из важнейших задач является забота о неквалифицированном инвесторе. С другой стороны, должна быть возможность быстрого поиска новых идей, инструментов, технологий, решений, продуктов для индустрии. "Поиск золотой середины и будет одним из самых больших вызовов для отрасли в ближайшие годы", - резюмировал гендиректор ИК "Атон" Андрей Звездочкин.
Все новости